Извлекаю из глубин старого дневника цитаты из книги Валерия Бондаренко «48 часов Nostalgie».
Ибо снова актуально.
Валерий Бондаренко «48 часов Nostalgie»*
…Люк Бессон, Девид Линч, братья Коэны, Джим Джармуш, Вонг Кар-вая – знатоки классического кинематографа. А их поклонники не знают учителей своих кумиров. Это неприлично. Но еще хуже это непрактично. В результате зритель понижает барьер собственного восприятия. Игра с цитатами, аллюзиями, полемика с предшественниками становится недоступна. Контексты необходимо восстанавливать хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипед. Когда-то я брал интервью у питерского режиссера и кинокритика Олега Ковалова. На вопрос: «В чем основная беда отечественного киниматографа?» он ответил: «У режисеров бедные ассоциативные ряды». У Бессона, Линча, Коэнов и Кар-вая ассоциативные ряды очень богатые как раз благодаря абсолютному знанию предшествующей культуры. Поэтому, если у зрителей ассоциативные ряды бедные, то равноправного диалога с фильмами этих мастеров не получится.
*
В мире, где мы обитаем, отсутствует привычка говорить с другими людьми как с носителями интеллекта. Все друг с другом разговаривают как с идиотами. Бизнесмены с художниками, художники с бизнесменами. Взрослые с детьми, дети со взрослыми. Начальники с подчиненными, подчиненные с начальниками. Это такая общепринятая форма коммуникации. Сорокалетние без труда договорятся с двадцатилетними при одном условии. Если они априори будут относиться друг к другу как к умным людям.
*
Социум упорядочивает, эрос приводит в беспорядок. Но социум не уступает. Он все время пытается эрос приручить. Выдать заниженные стандарты с резко очерченными границами: от сих до сих. Кто-то сказал про современный западный мир – «рекламно-эротическое общество». …Все, что надо продать, - эротично.
…Как кастрировать эротическое? Во-первых, все разрешить: как угодно, с кем угодно, когда угодно. Первый способ борьбы со свободой – это провозглашение свободы. …Когда все разрешено можно забыть о Божественном происхождении Эроса и пользоваться абсолютной свободой на пятачке величиной со спичечную коробку.
Эрос требует от человека отказа от огромного количества стереотипов… в предельном варианте он уводит человека за границы этой жизни, за границы человеческого измерения.
*
один из самых забавных жанров жизни – это гонки на катафалках между двумя людьми в экстремальном забеге на «Кубок благодарности»
*
Любовь, если я точно помню, всегда существует до первой реплики, фразы, диалога или просто начала повествования. Потом она становится рассказом.
Но все рассказы, даже очень небольшие, существуют для того, чтобы их забывать. И тогда они становятся похожи на любовь.
*
Социальная жизнь устроена таким образом, что, существуя внутри нее, люди всегда стремятся казаться, а не быть. В социуме казаться важнее, чем быть. Почему? Потому что один из гарантов социального успеха – то, что наши исторические предшественники обозначали словом «слыть». Будешь казаться умным, прослывешь за умного. Будешь казаться любвеобильным, женщины навстречу с узелками выйдут.
*
Ведь у нас как заведено? Настоящий гуру, как только увидит своих потенциальных учеников, так сразу начинает по ним из крупнокалиберного пулемета палить. Тогда, уклоняясь от пуль, они посмотрят издали на его свирепое лицо и сразу поймут: «О, смотрите-ка, как он нас учить не хочет. Сразу видно, настоящий гуру». И пойдут под шквальным огнем к нему учиться…
(с)Валерий Бондаренко «48 часов Nostalgie»...пока искала по нету иллюстрации к этой книге, нашла страницу прекрасной Яны Клинк на сайте студии Артемия Лебедева.Закройщик снов
(
Яна Клинк)