Обещанное продолжение про Венецию и не только.
Не удержусь и остановлюсь все-таки на живописи. Те, кого я достала этими разговорами в реале, проматывайте)) ~
Для начала, надо немного сбить пафос с этой темы, и объяснить, почему она на самом деле для меня последнее время так актуальна.
Паломничество по галереям для меня – это один из способов удовлетворения визуального и эмоционального голода.
читать дальшеМатериалы самокопания позволяют сделать вывод, что интернет, телевиденье, современное кино дают мне в этом плане очень мало. Во-первых, все они очень бедны на визуальные образы. Сплошные штампы и страдание. Чтобы дать необходимый импульс своим глазам, нужно иногда выбираться в Эрмитаж, а лучше в Уффици.)) Что касается эмоций… Как там у Декарта? «Душе нравится ощущать в себе движение страсти», да? Как человек сдержанный и закрытый, я свои страсти пытаюсь сбалансировать именно через удовольствие от созерцания картин. От классического искусства, на мой взгляд, можно получить очень сильные и разнообразные аффективные импульсы.
Так что, если вдуматься, я - сомнительный ценитель изобразительного искусства. ~
Венецианское Возрождение – это нечто потрясающее. И вопреки ожиданиям, наиболее сильное впечатление на меня произвели как раз не венецианские галереи, а оформление зданий братств (скуол) и церквей. Здесь уменя хватило запала и времени написать только про два братства, и то только в общих чертах.
Скуола Далмата Сан-Джорджо-дельи-Скьявони – место, на мой взгляд, обязательное для посещения будущим операторам кино.
читать дальшеВ очень небольшом зале скуолы можно найти целый цикл картин Карпаччо, изображающих сцены легенды о святом Джорджио, убивающем дракона и спасающем принцессу. Картины Карпаччо – это настолько многомерное и динамичное действо, что... В общем, когда мы были в Далмато, я сразу сказала мусику, что современному кино до этих картин еще очень и очень далеко. А недавно, совершенно случайно, в подтверждение своих мыслей нашла высказывание Петра Вайля. Он пишет, что в картинах Карпаччо заключено высочайшее мастерство в построении истории, монтаже разнородных объектов, подборе главных героев и крупных планов.
Впечатление усиливает то, что в скуоле Далмато все произведения находятся в диалоге. В совокупности они будет очень много ассоциаций. Видимо, великие художники видели храм (или другое помещение, для которых предназначалось их творение) как цельный текст, рассчитывали на определенное освещение, угол созерцания, окружение. Тот же Карпаччо в музее Академии (цикл картин, посвященный легенде о святой Урсуле) производит совсем иное впечатлении. Очутившись в музее, такая картина или фреска становится цитатой без контекста. Если ты "не читал" ее аутентичное пространство, то впечатление будет достаточно плоским. Другое дело, что этого "плоского впечатления" зачастую хватает для того, чтобы сердце остановилось... В Венеции я открыла для себя Якопо Тинторетто. Первый камешек – это был, конечно, его «Рай»
читать дальшев зале Большого Совета во дворце Дожей. Говорят, это самая большая картина в мире (7 на 22 метра, кажется) – она создает потрясающее по своему эмоциональному воздействию ощущение включения зрителей в действо. Думаю, забыть о том, что твои решения имеют не только сиюминутные последствия, заседая в таком зале, было просто невозможно.
А потом была скуола Гранде-ди-Сан-Рокко. Я считаю, что это самая прекрасная из жемчужин Венеции. На самом деле, Тинторетто в Венеции – это как Бернини в Риме. Творили оба с размахом. Я теперь все время говорю своим близким: " В следующий раз, когда я начну ныть насчет того, как я устала и сколько у меня работы, напомните мне про Бернини и Тинторетто". Но если вы хотите получить наиболее полное впечатление от творчества Тинторетто, вам сюда.
На самом деле, по поводу Сан Рокко я получила Знак! Знак от мироздания сразу по приезду в Венецию. Дело в том, что Братство расположено в одном из центральных районов Венеции - Сан-Паоло. Через площадь, на которой оно находится, пролегает один из самых кратчайших пеших путей от вокзала к центру города. Когда мы, совершенно обалдевшие, переживали свои первые полчаса в этом городе, мы наткнулись на колоритнейшего дедка в белой широкополой шляпе, который исполнял «Вернись в Сорренто» как раз напротив Сан Рокко.
В зданиях Братства Тинторетто работал целых 24 года (взамен пожизненной ренты) и создал около 60 композиций, включая декоративные панно и роспись плафонов. Сан Рокко называют «венецианской Сикстинской капеллой». И не зря, на мой вкус влияние Микеланджело (и флорентийской школы вообще) тут очень чувствуется. Плюс, в отличие от Тициана, Веронезе, Бассано и других венецианских мастеров этой эпохи, он достаточно свободно и оригинально трактует основные религиозные темы. Еще до того, как он приступил к росписи зала Альберго в Сан Рокко, им уже была написана «Тайная Вечеря» для церкви Сан Маркуола. Это нечто уникальное для того времени, скажу я вам. Он виртуозно совмещает светскую и религиозную тему - это раз. Потом, там очень необычное построение пространственной перспективы, совершенно "неклассические", на мой взгляд, акценты (используются его любимые цветовые пятна и эффект контраста образов). Все вместе это создает таинственную и напряженно-взволнованную атмосферу. Когда поднимаешься на второй этаж Гранде-ди-Сан-Рокко и попадаешь в зал Супериоре, ты перестаешь дышать. Это поистине зрелищно:
читать дальшеПолумрак, огромные полотна с сюжетами Нового Завета, драгоценные барочные деревянные панели, 12 скульптурных кариатид-аллегорий, подсветка и старинные лампы-фонари… Потрясающая мраморная мозаика на полу. И, ах, - потолок! Его украшают картины, с эпизодами из Ветхого завета.
Кстати, один из немногих музеев в Италии, где «все для посетителей». Спасительный для красок (которые итак уже довольно сильно изменились за прошедшие века) полумрак уравновешен почти идеальной подсветкой. Чтобы удобнее было рассматривать полотна, расположенные на потолке, посетителям выдают специальные увеличивающие зеркала. И даже стульчики для маньяков типа меня, бродящих там часами.
Если попытаться обобщить те смыслы, которые Тинторетто попытался воплотить в композиции зала, то это самопожертвование и спасение страждущего человека. Думаю, художник отталкивался от филантропических целей братства и взял за основу взаимодействие Ветхого и Нового заветов. «Чудо» в Ветхом завете и «жертва» в Новом завете – это очень интересный для прочтения визуальный текст. Текст мощный. Многие любимые мастерами Средневековья и Возрождения сюжеты во взаимодействии и благодаря фантазии Тинторетто приобретают совершенно новую трактовку. Очень хорошо «ложащуюся на сердце», благодаря своей эмоциональности.
Если вам удастся оторваться от полотен зала Супериоре, то в зале Альберго, где когда-то собирались члены выборного управления братством, вас ждут, наверное, самые известные картины Якопо Тинторетто, его «Христос перед Пилатом» и «Распятие», которые в моих комментариях уж точно не нуждаются. Я еще хотела написать про «Мадонну» Джовани Белллини в Пала ди Сан Дзаккариа. Про полотна Тициана в деи Фрари, но я пока выдохлась… Может быть, еще дойдут руки.))
Впечатления-то переполняют, а на мой писк «Тициан!!» некоторые знакомые уже закатывают глаза и говорят: «Ой, УЙДИ!»
ыы))) да-да, очень хорошо передает настроение )) в том плане, что теперь ты понимаешь весь трагизм быть искусствоведом? всю жизнь так ))
le Sablier, очень рада, что вам понравилось! =)
Слишком много деталей в поле зрения. Утомляет. И отвлекает. Только для кратковременного пребывания.
А там довольно уютно. Большинство деталей выше горизонта человеческой деятельности в помещении, и соответственно в глаза без спросу не бросаются)) Потом образы не повторяются, они разнообразны - это ведь даже полезно для нервной системы, если я не ошибаюсь.
Но сосредоточенно заниматься любой деятельностью в условиях такого разнообразия все же утомительно и некомфортно.
"Дыц-дыц-дыц", мигающий свет, одни и те же движения... И так всю ночь. Техника транса за счет перегрузки. Воплощенная)
Но сосредоточенно заниматься любой деятельностью в условиях такого разнообразия все же утомительно и некомфортно.
Возможно. Но я бы попробовала))
Вот в некоторых церквях меня от обилия разнообразных сигналов (образов, запахов, звуков, неровного освещения) иногда буквально поташнивает. А вот такие "музеи" моя нервная система переваривает и не давится.
А если явиться в этот зал и кропотливо позаниматься в нем повседневной деятельностью...