Пересматривала "Тоторо" недавно...
Кхм, подозреваю, что по мои последние записи просто кричат: "Она недавно пересмотрела "Тоторо"!" Ну да ладно... И теперь ношусь с мыслью. Сея мысль еще не оформилась, но ее уже условно можно пометить тегами "современные волшебные сказки" и "переправа"
*.
в общих чертах. про котобус, конечно)))У Владимира Проппа отмечено, что средство переправы героя в сказке трансформируется от преврашения в животное (в более ранних текстах) до использования транспортного средства с животной символикой (в поздних текстах). В произведениях, которые я люблю называть "современные волшебные сказки" (например, "Мертвец" Джармуша, "Хроники Ехо" Фрая, "ГП" Роулинг), возникает образ трамвая, поезда, корабля и волшебного автобуса. О последнем можно говорить часами - очень уж вкусно обыгрывается переправа ...с тем же автобусом "Ночной Рыцарь".
Хаяо Миядзаки с его "котобусом" сделал вообще дивную вещь: вернул перевозчику животную форму.
Только вот есть у меня подозрение, что "магией" жанра волшебная сказка появление этих замечательных сюжетов уже не объяснить. Механизм тут, скорее, дискурсивный - как в случае с Роулинг с ее познаниями в соц.антропологии, как в случае с Лукасом и консультировавшим его профессором антропологии Кэмпбеллом... Подозрение крепнет на фоне того, что в "Тоторо" отец маленьких героинь работает ...на кафедре антропологии.
В общем, коллеги наследили капитально.
*...способы переправы читать дальшеимеют одинаковое происхождение: они отражают представление о странствовании умершего в загробный мир. Второй вывод: разнообразие форм часто может быть рассмотрено как наслоение более поздних на другие, более ранние формы. Смена эта вызвана сменой форм производства. Древнейшая форма есть тотемическое представление о превращении человека в свое тотемное животное. С отмиранием тотемизма формы эти меняются. С появлением ездовых животных и усовершенствованием способов передвижения начинают меняться сперва формы переправы (на птицу садятся), а потом и самые животные: появляются олень и конь. Конь первоначально ассимилируется с птицей, равно как у народов, не знавших коня, -- лодка, создавая гибридные формы. Фигура умершего раздваивается на везущего и везомого или ведущего и ведомого. С переходом на земледелие водитель антропоморфизируется и обожествляется, но животная природа водителя еще ясна из рудиментов и параллелей. Даже такие формы, как лестница, дерево и ремень, обнаруживают при сопоставлениях свою первоначальную животную форму.
читать подробней: Пропп В. Глава VI. Переправа // Исторические корни волшебной сказки
@музыка:
The Who - Magic Bus
@настроение:
...идиотский день
@темы:
маргиналии,
звуки,
цитаты ради,
из записных книжек
Корни сказки теперь буду упоенно читать, я уже говорила, что ты мастер давать нужные ссылки?
И, да, твои записи явно говорят, что ты пересмотрела Тоторо
долбаюзаражаю. Только предупреждаю: там много неаппетитных моментов. Детям не то что сборник сказок Афанасьева - "Белоснежку" после этого читать страшно.И, да, твои записи явно говорят, что ты пересмотрела Тоторо
Мне оригинальную белоснежку и так читать страшно