Наверное, уже год назад
(мне не стыдно, не стыдно, совсем не стыдно) пообещала написать здесь о подоплеке некоторых суеверий.
читать дальшеИногда к слову приходится, и я рассказываю "сказки" о том, что изначально вкладывалась в "постучать по дереву", почему нельзя передавать что-либо через порог... Все настолько любят подобные истории слушать, что меня это даже интригует.
Эта информация прицепилась ко мне с тех самых пор, как я в студенчестве делала обзор журнала "Этнографическое Обозрение" ("Советская Этнография") по поводу какой-то своей курсовой, начиная аж с 70-х годов. Как раз в эти самые пресловутые 70-е активно велась борьба с "мракобесием". Советские этнографы, видимо, в силу своей научной к этому самому "мракобесию" симпатии, решили все, с ним связанное, заизучать насмерть. Статьи по суевериям попадались более чем любопытные, и я их тогда - в свое удовольствие и во вред написанию курсовой - начиталась.
Как ни странно, потом пригодилось.Итак, подробно про
"не передавать через порог..."Если кому-то интересна подоплека еще каких-то суеверий, добро пожаловать
в комментарии. Что знаю, расскажу, ничего не утаю)))
~~~
С чего бы начать?..
Порог во многих культурных традициях - место чрезвычайно опасное.
читать дальшеОпасно, т.к. находясь на пороге, человек (вещь) приобретает двойственные свойства. Т.е. по сути, не понятно, что оно будет из себя представлять, когда эту грань пересечет.
К тому же, символика, связанная с состояниями "двойственности", мягко говоря, жутенькая. Она связана с "неживыми-немертвыми" (вспоминаем знакомую нам литературно-художественную не_жить, всяких не_мертвых и выходцев - вот это оно самое).
Навсегда остаться "между этим миром и тем", лишенной способности приобрести какие-то свойства, ничему не принадлежащей - самое страшное, что может случиться с душой. Тем не менее, каждая сущность в этом состоянии была и неоднократно. Прохождение "через порог", через "никакое состояние" всегда облегчается ритуалом. Задерживаться в нем не рекомендуется.
Существа, не имеющие свойств, нежить (не путайте их с проводниками!), считались намного более опасными, чем чужие-другие.
Поэтому, плюс к непредсказуемости пороговых вещей/людей/действий, нахождение на пороге символически ставит нас "на порог смерти". Что есть неприятно.
Любопытно, что с порогом была связана соответствующая атрибутика. Во многих культурах под порогом хоронился послед ребенка (пуповина +детское место). Представления о контагиозной магии - дотронулся и приобрел свойства предмета. Здесь: возобновил связь с миром, из которого пришел.
...
@настроение:
мозг умер? ...мозг - на пороге между Ковалевскими Чтениями и Днем Социолога
@темы:
привет с просторов несуразума,
дружественное,
в рамках ангбандской эстетики
плевок - это жертва богам.
очень похоже на правду) спасибо!
А вот ещё у меня такой вопрос (вопросы))
почему нельзя:
- переступать через другого человека (когда он лежит)) (не вырастет! почему?)
- наступать на ногу (а если наступил - подставь свою)
- наступать на трещины в асфальте
- переступать через канализационные люки
=))
переступать через другого человека (когда он лежит)) (не вырастет! почему?)
Кто-то из наших этнографов по этому поводу писал, что изначально запрет переступать (или малышу пробегать между ног) касался только женщин. "Арка" из ног)) называлась баб. Пройти через нее значит для ребенка символически "родиться обратно"... Соответственно, "такое рождение обратно" может плохо сказаться на жизненной силе)))
наступать на ногу (а если наступил - подставь свою)
Это все представления, связанные с т.н. принципом взаимности) Ты мне - я тебе. Если не вернешь сам, то судьба поставит в такую ситуацию, что придется вернуть (боль), и это может быть еще менее приятная штука, чем отдавленные ноги.
наступать на трещины в асфальте
- переступать через канализационные люки
Это, похоже, уже новая городская мифология
В ее основе, скорее всего, лежит усвоенное нами из сказок и мифов, ощущение того, что человеку передаются свойства предмета, которым он пользуется. Вот с одеждой так: бабушка до сих пор может подарить внуку новую рубашку, приговаривая: "Рубашке ветшать - Ване толшать!"))
Поэтому нельзя соприкасаться с дефективными вещами (трещинами?), битыми чашками...
Насчет люков я,честное слово, теряюсь...
- переступать через канализационные люки
ритуальные действия... в психологии они, того, скорее симптомы : )
Вообще, наверное, дискуссионная тема - психологическое и этнографическое объяснение суеверий)
А вот я опять ещё с вопросом))
Меня ребёнок спросил откуда взялось название Дед-пыхто
Я не знаю что ему сказать, доктор, помогите))))
Насчет Деда-пихто я ничего не знаю... Скорее всего, это тоже не ко мне, а к филологам.
Могу только предположить, что у него есть что-то общее со всякими домовиками, лесовиками, банниками (покровителями места). На ни обычно валили всякие "не имеющие автора" происшествия...
Преклоняюсь перед твоими знаниями, умениями и навыками))
даааа, мой Великий Навык нести ересь в массы стоит Поклонения)))