Не человек должен быть синхронным с культурой или адаптированным к ней,
а культура произрастает от синхронизации с человеком.
Когда это происходит, люди сходят с ума и даже не замечают этого.
(с)
У
Тэдиан идет любопытная дискуссия
о насилии и провокации в сексуальном насилии. Там уже каждый спорит о своем, и влезать туда смысла нет. Тем более, я смотрю на эту проблему в несколько другом ракурсе, нежели господа дискутирующие… Но в связи с этим холиваром мне вспомнились несколько истории, так что изложу их здесь, чтобы не потерялись.
Когда я читала лекцию Брайена Ван дер Хорста, посвященную концепции Эдварда Холла и ее влиянию на НЛП, меня очень впечатлили его примеры довольно неприятных казусов, которые случаются с людьми из разных стран на этапе ухаживания.
Вот они:
О гиперсексуальностиОдин из моих наиболее любимых примеров - цепь действий из примера Поля Вацлавика (Paul Watzlawick) времен второй мировой войны. Одновременно и англичане, и американцы в это время называли другую культуру "чрезмерно сексуальной". Это довольно редкий межкультуральный конфликт. Обычно взаимное непонимание бывает поляризованным. Одна культура горячая, а другая - холодная, например. Вацлавик объясняет это в терминах цепочки действий.Одновременно и в английской, и в американской культурах существует, скажем, 20 отдельных шагов в ритуале ухаживания: от первого привета до момента, когда пара отправляется в постель. Одним из шагов, встречающихся в обеих культурах, является "поцелуй в губы". В Америке это шаг номер 3, который необходим для того, чтобы наладить интимные отношения. Но в Англии это примерно шаг номер 18, то есть почти последнее, что вы делаете, перед тем как заняться сексом. Представьте себе американского солдата на свидании с девушкой из Англии. Для того чтобы направить отношения в нужное русло, немного разогреться, парень целует девушку в губы (почти как в Голливудских фильмах). Девушка в нашем примере теперь должна сделать сложный выбор: она думает, что парень одержим сексом; кроме того, они едва знакомы, а ее уже обманули на целых 15 шагов. Поэтому она может немедленно сойти со сцены. В этом случае Янки говорит: "Она, очевидно, гиперсексуальна и истерична: все, что я сделал, - только поцеловал ее в губы". Другим выбором для нее является начать готовиться лечь в постель. Парень порвал цепь ее действий, следовательно, она в одном или двух шагах от главного события. Если она действует подобным способом, то в этом случае Янки говорит: "Она, очевидно, гиперсексуальна! Она скинула одежду, а все, что я сделал, - только поцеловал ее в губы".
(отсюда)Различная последовательность действий при ухаживанииДжек, американец, находится во Франции. Он приглашает Мари, француженку, сходить с ним поужинать и посмотреть спектакль. Полночь. Она ставит на стол кофе и коньяк. Джек начинает говорить о том, что у них есть общего. Он многозначительно глядит ей в глаза. Он старается прижаться к Мари. Мари говорит: "Расслабься, Джек. Ты собираешься провести ночь. Не суетись". Джек думает, что он великий Казанова, и не знает, что контекст уже был определен, что контент - спать им вместе или нет - случится только в ходе дальнейших событий.
Жюль, француз, находится в Америке. Та же сцена, что была описана выше, только Мери - американка. Сразу после кофе и коньяка Жюль прыгает на Мери. Мери в ужасе. Жюль не понимает. Он только что получил все контекстуальные маркеры обольщения. Он не знает, что Мери ожидает больше контента (содержания), перед тем как начать ухаживание. Она хочет знать, насколько много у них общего, обсудить их отношения, поделиться интимными подробностями, обменяться медицинскими справками, и только после этого она сможет перейти к контенту романтического вскружения голов.
Майкла Тайсона никогда бы не обвинили в изнасиловании во Франции. По французскому законодательству контент ситуации предопределяет контент того, "что произойдет". Я знаю, что это звучит безумно, и я не потворствую насилию. Я просто сообщаю то, о чем многие из моих французских друзей рассказывали мне (в их числе было несколько адвокатов). Идея контекста настолько важна во Франции, что, если женщина входит в гостиничный номер мужчины в 3 часа утра, жюри французских присяжных будет считать, что она уже дала согласие на сексуальный контакт. Контекст многочисленных французских судебных дел объясняет, почему за "Преступления на почве страсти" получают столь легкие приговоры.
(взято тамже)Сегодня подобное непонимание возникает не только между выходцами из разных стран. В современном поликультурном существуют очень разные представления о том, как себя вести себя во время ухаживания, к чему обязывают те или иные действия, что считать провокацией…
Современные общества достаточно открыты - мы видим и воспринимаем разные образы жизни, ценности, нормы. Это общество выбора. И в тоже время общество неопределенности.
Когда одни и те же действия интерпретируются двумя людьми по-разному, начинаются все эти мерзкие истории с "провокацией и насилием" (когда человек полагает, что он правильно "понял все без слов"), "отталкивающей гиперсексуальностью" (когда человек пытается обсудить с партнером, что можно, что нельзя) и т.п., и т.д.
С однополыми отношениями, по крайней мере, в нашей стране все еще сложнее, потому что до сих пор еще не сложилось какой-то публичной модели демонстрации такой сексуальности и реакции на нее.
Никакая "идеология", никакое "возвращение здоровых социальных стандартов" эту ситуацию культурного лага не исправят.
Ну, с точки зрения здравого смысла, проговаривать - это самый адекватный вариант. Но не все на него адекватно реагируют.
А как оно на самом деле?
Что на самом деле?
Как оно обычно случается?) Самый адекватный, да. Но не общепринятый таки.)
это имхо, но если у человек действительно заинтересован в налаживании отношений, если у него есть интуиции и он в достаточной степени наблюдательный - оно хорошо случается. Если нет, случается полная фигня...
Можно кросспост?))
stuff, кросспостите на здоровье))
Сегодня в молодежной субкультуре, российской, по крайней мере, по сравнению с временами, о которых толкует П. Вацлавик, произошли такие изменения, что ссылаться на классиков можно только условно. Причем эти изменения произошли именно в последние 15-20 лет, когда активно вошли в жизнь новые формы общения молодежи - ночные клубы и проч. тусовки, а также Интернет с его возможностями. Когда сексуальные темы стали усиленно эксплуатироваться рекламой и СМИ. Мне не встречалось пока ничего интересного по теме современной культуры сексуальных отношений или культуры ухаживания в молодежной среде. А было бы интересно исследовать, как они развиваются между юношей и девушкой, разговаривающими между собой преимущественно матерными выражениями. Я не обобщаю, но это довольно распространенный признак. Тема очень интересна. Ведь сегодня и молодежная субкультура вследствие высокой дифференцированности общества (российского, имею в виду), по сравнению с советскими временами, тоже разбивается на множество неоднородных субкультур.
Или как оно правильно называется...
В твоем случае оно называется сексуальная неопытность. И самое правильное, если выстраивая отношения подобного рода, ты будешь ориентироваться на то, чего хочешь от этого человека ты сама, а не на то, чего хотят от тебя. Это не эгоизм, а твое право на выбор. Ты принимаешь решение - значит ты и ответственность за него несешь. То есть, в любой момент понимаешь, что делаешь и последствия своих поступков оцениваешь адекватно. А проговаривать, думаю, это правильно, чтобы человек не гадал и не ошибался, а точно знал, чего ты от него хочешь. Будет меньше непониманий и конфликтов.
Какие-то шаги, безусловно, будут существовать. Ибо даже в первобытном обществе (и даже у животных) не принято сразу, без слов, заваливать даму в койку. Я-то как раз и говорю, что интересно бы узнать, как и насколько изменились эти шаги в разных группах молодежи. По сравнению с советскими временами молодежная субкультура стала более дробной, более стратифицированной. И ты не можешь отнести себя ко всем группам сразу, а определенной долей достоверности можешь говорить только о той, к которой принадлежишь.
К примеру, в культуре с "матами" все осталось как в английском обществе - поцелуй только на 18 ступени (условно).
Я предполагаю, что у вас найдется что мне возразить ))
Но дабы не разводить "воду" - просто отпишусь от этой темы ))
Здесь есть одно правило и один ориентир (при всей сложности подобных взаимоотношений) - ищи и принимай только то, что ТЕБЕ хочется, и веди себя так, как ТЕБЕ хочется. Иначе рискуешь получить то, что тебе не предназначено и вовсе не нужно. Просто подумай над этим. А инструкций и правил в этом деле еще не написано. А если кто-то и успел написать, то исключений все равно будет гораздо больше, чем правил. Просто подумай над этим.
Чудак человек! Я ведь с тобой и не спорю вовсе, просто говорю, что у меня нет опыта и знаний, чтобы рассуждать в данном вопросе. Хотя сам по себе вопрос мне как социологу и психологу очень интересен. Твоему свидетельству я, безусловно, верю. Но для научных выводов этого маловато.
Но так как я всё равно этих умолчаний не знаю, достаточно, чтобы пользоваться, не выучу(в том числе по тому что не хочу) - обхожусь без них, и ничего, приноровился.)) Но знаю и помню, что у меня тут что-то западает.)
Сегодня в молодежной субкультуре, российской, по крайней мере, по сравнению с временами, о которых толкует П. Вацлавик, произошли такие изменения, что ссылаться на классиков можно только условно.
Удивительно, но это довольно актуальный пример.
Неоднократно обсуждали это пример со студентами на семинаре: действия и практики "ритуала ухаживания" сейчас конечно совсем другие, но в случае когда алгоритмы ухаживания не совпадают, реакция партнера та же, даже вывод о гиперсексуальности присутствует.
Существенное отличие только в том, что если у Вацлавка непонимание возникает между парами из разных стран, то тут мучаются товарищи, выросшие в одной стране и в одном городе.
Ночные клубы, сообщества по интересам, Интернет, городской Вавилон в целом формируют то, что условно можно назвать субкультурами или горизонтальными стратами со своим дикурсом и культурной спецификой, но большинство молодых людей, с которыми я общалась, очень мобильны, что им эти страты...
Мне не встречалось пока ничего интересного по теме современной культуры сексуальных отношений или культуры ухаживания в молодежной среде.
Да, со времен профессора Голода С.И. эти исследования как-то заглохли. Лет пять назад у него были две студентки, которые проводили дипломные исследования на тему брачных стратегий и стратегий ухаживания. Задумка была грандиозная, но работы получились посредственные. По этой теме очень сложно получить достаточно объективную информацию. С одной стороны, несмотря на то что говорить о сексе принято и даже модно - тема все равно остается закрытой (если исследователь сам не включен в данную среду, то информанты выдают байки, и стереотипизированные суждения). А с другой, если студенты изучали субкультуру, в которую были включены, тоже получалось мало путного, так как авторефлексия - штука самая сложная, структурировать свой обыденный опыт у них не получалось.
Карин-тюремщица
Но так как я всё равно этих умолчаний не знаю, достаточно, чтобы пользоваться, не выучу(в том числе по тому что не хочу) - обхожусь без них, и ничего, приноровился.))
И хорошо, что не знаете))) С этими "умолчаниями", как видно из дисскуссий, сплошные слезы. Лучше проговаривайте, возможно, прослывете эксцентричной особой, но психика будет целей))))
Benvolio
*если ты еще не отписался*
Я вот как раз попадаю в эту категорию молодежи "последние 10-20 лет"
Ты попадаешь в категорию адский гипоаллергенный кот, так что не плачь))))
А совместить, организовать на совместную работу заинтересованного-включенного с не-включенным, кто видит со стороны... Это тоже сложно?
Вздыхает, рвет седые волосы, посыпает пеплом голову. Сколько ж интересного мимо прошло! Недосмотрела, недолюбопытствовала, недо... Какой хреновней занималась! Теперь уж поздно, поздно! Ах, как я вам завидую!
А совместить, организовать на совместную работу заинтересованного-включенного с не-включенным, кто видит со стороны... Это тоже сложно?
Довольно сложно. Но такое практикуют))
Натела
Какой хреновней занималась!
я тоже местами хреновней занимаюсь, но так увлеченно и самозабвенно, что хреновня преображается и становится интересной
Да я интересной только хреновней и занималась! Мне даже кандидатскую было недосуг защитить, потому что было неинтересно.
эх...